- Подробности
-
Создано 22.10.2016
-
Обновлено 22.10.2016
-
Опубликовано 22.10.2016
-
Просмотров: 1909
Вопросы для анализа стихотворения
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя
План разбора лирического стихотворения
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа
Схема анализа литературно-художественного произведения
Вопросы для анализа стихотворения
- Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что чувствуешь, читая их?
- Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки? Какая музыка: грустная, веселая, танго, марш?
- Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?
- Какие это строки: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи - раздумье, размышление? Каким настроением они написаны?
- Какое настроение природы нарисовано поэтом? Как относится он к изображаемому?
- Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении, волнении в природе или состояния покоя, безмятежности, дремоты или же каком-либо другом состоянии?
- Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?
- Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем думал, мечтал?
- О чем, по-твоему, мог думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, писавший эти строки?
- Какие мысли, чувства возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи?
- Знакомо ли тебе состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?
- Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей?
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя
- Роль писателя в развитии русской литературы.
- Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
- Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
- Традиции и новаторство писателя в освещении:
- идей;
- тематики, проблематики:
- творческого метода и стиля;
- жанра;
- языкового стиля.
- Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
План разбора лирического стихотворения
- Дата написания стихотворения.
- Реально-биографический и фантастический комментарий.
- Жанровая особенность.
- Идейное содержание:
- ведущая тема;
- основная мысль;
- эмоциональная окраска чувств, которая выражена в стихотворении в ее динамике или статике;
- внешнее впечатление и реакция на него;
- показ общественных или личных отношений.
- Структура стихотворения:
Сопоставление и развитие основных словесных образов по:
- сходству;
- контрасту;
- ассоциации.
На этой основе прийти к выводам.
- Основные средства художественной выразительности, которые используются поэтом: метафора, метонимия, синекдака, сравнение, аллегория, символ и др.
- Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор и др.
- Строфика (двустишье, трехстишье, четырехстишье, пятистишье, секстет, септим, октава, сонет).
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа
- Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
- Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
- Социальное и материальное положение.
- Внешний вид.
3)Особенность мировосприятия и мировоззрения, мир умственных интересов, способностей и привычек:
А) характер деятельности и основных жизненных принципов;
Б) влияние на тех, кто окружает.
4) Сфера чувств:
А) тип отношений к тем, кто окружает героя;
Б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты героя проявляются в произведении:
А) при помощи характера;
Б) в авторской характеристике;
В) через характеристику других действующих лиц;
Г) при помощи передистории или биографии;
Д) через ряд поступков;
Е) в речевой характеристике;
Ё) через «соседство» с другими персонажами;
Ж) через интерьер, который окружает персонаж.
3. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного произведения.
Схема анализа литературно-художественного произведения
- История создания.
- Тематика.
- Проблематика.
- Идейное направление произведения и его эмоциональный пафос.
- Жанровая особенность.
- Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
- Центральные персонажи.
- Сюжет и особенности построения конфликта.
- Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
- Речевое построение произведения (авторское описание, исповедь, отступления, размышления).
- Композиция сюжета и основных образов, а также общая архитектоника (строение художественного произведения, взаимосвязь составных частей и элементов произведения, например, несколько сюжетных линий, внесюжетных элементов).
- Место произведения в творчестве писателя.
- Место произведения в истории русской и мировой литературы.