rubeen

 

4nj7bxsto8ea8wfw4napdygto8eafwf14n47bxqozzem7wfirdea8wc84gypbpqos5emjwfi4n67bqgoswopbxsos8eabwfo4n57

4nj7be6ouaonfwfb4gypbpqosuem5wcx4g81bwce4n7pbxsozxemye8no1mnypburdemgmsouuem7wfu4nhpbq6oszemfwfore


В помощь ученикам

Вопросы для анализа стихотворения
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя
План разбора лирического стихотворения
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа
Схема анализа литературно-художественного произведения

Вопросы для анализа стихотворения

  • Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что чувствуешь, читая их?
  • Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки? Какая музыка: грустная, веселая, танго, марш?
  • Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?
  • Какие это строки: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи - раздумье, размышление? Каким настроением они написаны?
  • Какое настроение природы нарисовано поэтом? Как относится он к изображаемому?
  • Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении, волнении в природе или состояния покоя, безмятежности, дремоты или же каком-либо другом состоянии?
  • Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?
  • Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки?  В каком настроении он пребывал, о чем думал, мечтал?
  • О чем, по-твоему, мог думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, писавший эти строки?
  • Какие мысли, чувства возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи?
  • Знакомо ли тебе состояние природы?  Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?
  • Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей?

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя

  • Роль писателя в развитии русской литературы.
  • Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

 

  • Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
  • Традиции и новаторство писателя в освещении:
  • идей;
  • тематики, проблематики:
  • творческого метода и стиля;
  • жанра;
  • языкового стиля.

 

  • Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

План разбора лирического стихотворения

  • Дата написания стихотворения.
  • Реально-биографический и фантастический комментарий.
  • Жанровая особенность.
  • Идейное содержание:
  • ведущая тема;
  • основная мысль;
  • эмоциональная окраска чувств, которая выражена в стихотворении в ее динамике или статике;
  • внешнее впечатление и реакция на него;
  • показ общественных или личных отношений.
  • Структура стихотворения:

Сопоставление и развитие основных словесных образов по:

  • сходству;
  • контрасту;
  • ассоциации.

На этой основе прийти к выводам.

  • Основные средства художественной выразительности, которые используются поэтом: метафора, метонимия, синекдака, сравнение, аллегория, символ и др.
  • Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор и др.
  • Строфика (двустишье, трехстишье, четырехстишье, пятистишье, секстет, септим, октава, сонет).

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа

  1. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
  2. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
  3. Социальное и материальное положение.
  4. Внешний вид.

3)Особенность мировосприятия и мировоззрения, мир умственных интересов, способностей и привычек:
А) характер деятельности и основных жизненных  принципов;
Б) влияние на тех, кто окружает.
4) Сфера чувств:
А) тип отношений к тем, кто окружает героя;
Б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты героя проявляются в произведении:
А) при помощи характера;
Б) в авторской характеристике;
В) через характеристику других действующих лиц;
Г) при помощи передистории или биографии;
Д) через ряд поступков;
Е) в речевой характеристике;
Ё) через «соседство» с другими персонажами;
Ж) через интерьер, который окружает персонаж.
3. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного произведения.


Схема анализа литературно-художественного произведения

  1. История создания.
  1. Тематика.

 

  1. Проблематика.
  1. Идейное направление произведения и его эмоциональный пафос.

 

  1. Жанровая особенность.
  1. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

 

  1. Центральные персонажи.
  1. Сюжет и особенности построения конфликта.

 

  1. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
  2. Речевое построение произведения (авторское описание, исповедь, отступления, размышления).
  1. Композиция сюжета и основных образов, а также общая архитектоника (строение художественного произведения, взаимосвязь составных частей и элементов произведения, например, несколько сюжетных линий, внесюжетных элементов).

 

  1. Место произведения в творчестве писателя.
  1. Место произведения в истории русской и мировой литературы.